ГлавнаяТворческая биографияНаучные трудыДругие публикацииНаучная школаНаграды, премии, титулыБиблиотекаФотогалерея

Научные труды

А) Книги и брошюры

1. Полистилистика в музыке ХХ века / КГИИ. – Красноярск, 1986. 32 с. 2. Методологические вопросы анализа музыкальных произведений / КГИИ. – Красноярск, 1987. 42 с. 3. Полистилистика в музыке (лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений»). – Казань: Казанс. гос. консерватория, 1991. 35 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01001631294 4. Стилистическое обновление классических форм в современной музыке. – Астрахань: АГК, 1991. 31 с. 5. Музыкальный портрет. – М: НТЦ «Консерватория», 1995. 124 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01001727368 6. «Музыка начинается там, где кончается слово…». – Астрахань-М.: НТЦ «Консерватория», 1995. (в соавторстве с М.Ш. Бонфельдом, П.С. Волковой, В.И. Шаховским). 458 с. нэб.рф 7. Автор в музыкальном содержании / РАМ им. Гнесиных. – М., 1998. 348 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01000585456 https://vk.com/photo-40492105_456239390 8. Музыкальная интонация: (лекция по курсу «Музыкальное содержание»). – Астрахань: ГУП ИПК «Волга», 1999. 40 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01000738208 9. Основы теории музыкального содержания. – Астрахань: ИПЦ «Факел», 2001; 2-е изд. – Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2009. 368 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01004314161 10. Анализ музыкального содержания. – Астрахань: АГК, 2002. 128 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01002392447 11. Содержание музыкального произведения в контексте музыкальной жизни. – Астрахань: АГК, 2004. 127 с.; 2 изд. СПб.: Лань, Планета музыка, 2017. 188 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01002554802 https://elibrary.ru/item.asp?id=20090268 https://www.labirint.ru/books/592578/ 12. Содержание музыкального произведения в контексте художественной культуры. – Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2005. 111 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01002602980 13. Хрестоматия по теории музыкального содержания. – Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2006. 544 с. + МР3 14. Музыкальное содержание в контексте культуры. – Астрахань: Волга, 2009. 360 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01004721662 15. Анализ художественного содержания вокального и хорового произведения: Уч. пособие. – Астрахань: Волга, 2011. 130 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01005110098

Б) Статьи

1. Коллаж в современной советской музыке // Отражение современности в музыке: Уч.-методич. пособие / Метод. кабинет уч. заведений. – Рига, 1980. С. 40-63. 2. О семантическом значении классической гармонии // Актуальные проблемы ладогармонического мышления: Тр. / ГМПИ им. Гнесиных. – М., 1982. Вып. 63. С. 60-70. 3. Тема Сибири в музыке красноярских композиторов // Культурное развитие Красноярского края: Сб. ст. – Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. С. 91-108. 4. Система семантических функций музыкально-тематического материала // Выразительные средства музыки: Межвуз. сб. – Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. С. 27-42. 5. Коммуникативная направленность музыки с тематическими заимствованиями // Музыкальное произведение в системе художественной коммуникации: Межвуз. сб. – Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1989. С. 110-128. 6. От редактора-составителя // Овсянкина Г. и др. Некоторые вопросы обучения игре на фортепиано музыкантов разных специальностей: Методич. рекомендации / АГК. – Астрахань, 1990. Вып. 1. С. 3-5. 7. От редактора // Фортепианные пьесы Г. Белова: Методич. рекомендации / АГК. – Астрахань, 1990. С. 3-4. 8. От редактора-составителя // Бесценная М., Волкова Г. Сонаты для скрипки и фортепиано Бетховена в классе камерного ансамбля: Методич. рекомендации / АГК. – Астрахань, 1991. С. 3. 9. Фактурные предпосылки воплощения авторского начала // Фактура в системе музыкально-выразительных средств: Межвуз. сб. – Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1991. С. 47-65. 10. Образ автора в музыке: эмоциональный аспект // Искусство и эмоции: Материалы Междунар. науч. симпозиума. – Пермь: Перм. гос. ин-т культуры, 1991. С. 122-130. 11. The author’s appearance in music: an emotional aspect // Art and Emotions: Proceedings of the International Symposium. – Perm: The Perm State Institut of Culture, 1991. Р. 117-126. 12. Поиски Красноярского музыкального // Музыка России: Альманах. – М.: Сов. композитор, 1991. Вып. 9. С. 165-180 (в соавторстве с Л. Лаврушевой). 13. О драматургическом своеобразии музыки с тематическими заимствованиями // Вопросы музыкальной драматургии: Сб. ст. – Екатеринбург, 1991. 14. От редактора // Овсянкина Г., Буракова Р. Произведения Бориса Чайковского в классе фортепиано: Методич. рекомендации / АГК. – Астрахань, 1992. С. 3-4. 15. Образ автора в зеркале диалога культур // Моцарт - Прокофьев: Тезисы Всесоюз. науч. конференции. – Ростов н/Д: РГМПИ, 1992. С. 34-36. 16. Сравнительный анализ музыкальных произведений: вопросы методики // Вопросы оптимизации учебного процесса в музыкальном вузе: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. – М., 1993. Вып. 125. С. 111-127. 17. Уроки музыки – уроки творчества (Развитие творческого начала у младших школьников) // Проблемы детского музыкального воспитания: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. – М., 1994. Вып. 131. С. 31-47 (в соавторстве с П.С. Волковой). 18. Эволюция авторского начала в вариациях // Проблемы историко-стилевой эволюции: гармония, форма, жанр / НГК. – Новосибирск, 1994.С. 200-220. 19. «... Портрет души и сердца своего». Путешествие по залам музыкальной галереи // Музыкальная жизнь. 1994. № 2. С. 27-28. 20. Художественное «я» как феномен культуры // Музыкальная культура: история и современность: Межвуз. сб. – Астрахань: Самарск. кн. изд-во, 1995. Вып. 1. С. 5-19. 21. «Композиторское я» в свете проблемы взаимодействия Востока и Запада: методологический аспект // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток – Запад: Материалы Междунар. науч. конференции. – Владивосток: ДГИИ, 1995. Вып. 2. Ч. 2. С. 271-274. 22. Образ автора в музыке: психологический аспект // Вопросы музыкального содержания: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. – М., 1996. Вып. 136. С. 57-79. 23. От ответственного редактора // Вопросы музыкального содержания: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. – М., 1996. Вып. 136. С. 3-4. 24. Личностное начало в музыке и ситуация в современной культуре // Музыкальная культура: история и современность: Межвуз. сб. – Астрахань: Самарск. кн. изд-во, 1996. Вып. 2. С. 38-57. 25. Творческий потенциал анализа содержания в музыкальном произведении // Разработка и внедрение программы многоуровневой подготовки специалистов сферы культуры и искусства: Опыт, проблемы, перспективы: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции. – Тамбов: ТГУ, 1996. С. 95-97. 26. Методологическое значение авторского начала для изучения творчества «двойных дарований» // Парадигмы антропоцентризма: Тексты пленарных докладов и тезисы сообщений II Междунар. симпозиума «Человек: язык, культура. Познание». – Кривой Рог: Библиотека «Саксагань», МИЦ ЧЯКП, 1997. С. 116-117. 27. «Он был в душе поэтом...» // Музыкальная жизнь. 1997. № 3. С. 40-42. 28. Н.П. Огарев – поэт и композитор (к вопросу о единстве творческой личности) // Язык и культура. Пятая Междунар. науч. конференция. – Киев: Collegium, 1997. Т. IV. «Язык и художественное творчество». С. 56-62. 29. Авторское начало в творчестве композитора-литератора // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции / АОИУУ. – Астрахань, 1997. С. 14-29. 30. Представления слушателя о композиторе: мифологизация или информатизация? // Искусство в контексте информационной культуры. – М.: Смысл, 1997 (Проблемы информационной культуры, вып. 4). С. 77-87. 31. Личность композитора в системе музыкального образования // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы истории, теории, психологии, методологии / РАМ им. Гнесиных. – М., 1997. С. 227-236. 32. Хлебников и его окружение: о творческом универсализме Михаила Кузмина // Велимир Хлебников и художественный авангард ХХ века. VI Междунар. Хлебниковские чтения: Науч. доклады. Статьи. Тезисы. – Астрахань: Изд-во АГПУ, 1998. С. 121-126. 33. Литературное и музыкальное творчество Н.П.Огарева (к вопросу о единстве личности) // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему: Материалы Междунар. науч. конференций. – Ростов н/Д.: РГК, 1998. С. 35-38. 34. Един в нескольких лицах // Проблема человека: мультидисциплинарный подход: Материалы науч. конференции / Ин-т микроэкономики, Ин-т человека РАН. – М., 1998. С. 102-104. 35. Литературное и музыкальное творчество М. Кузмина (К вопросу о единстве творческой личности) // Искусство на рубеже веков: Материалы Междунар. науч. конференции. – Ростов н/Д.: РГК, Изд-во «Гефест», 1999. С. 265-269. 36. Образ автора как критерий «адекватной» слушательской интерпретации музыки // Hermeneutics in Russia / Герменевтика в России. 1999. № 1. URL: http: //www. tversu. ru /science /hermeneutics. 37. Творческий потенциал анализа музыкального содержания // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. Науч.-практич. конференция / РАМ им. Гнесиных. – М., 1999. С. 85-91. 38. Представления слушателя о композиторе: мифологизация или информатизация? // Культурология: Дайджест. 1999. № 3. 39. К вопросу о понятии «тема» // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. Материалы науч.-практич. конференции / РАМ им. Гнесиных. – М., 2000. С. 169-176. 40. «Пиковая дама» Пушкина – Чайковского: столетие спустя // Музыкальный Миллениум: искусство истории – история искусства: Сб. науч. ст. / ПГК. – Петрозаводск: Периодика, 2000. С. 108-121. 41. О «двойных дарованиях» в искусстве // Взаимодействие музыки с другими искусствами: Межвуз. сб. науч. тр. / ЧВМУ(В). – Челябинск, 2000. С. 14-28. 42. Авторское начало в поликультурном пространстве музыкального произведения // Феномен культуры: проблемы теории и истории: Сб. науч. тр. – Челябинск: ЧВМУ(В). 2000. С. 68-80. 43. Коллективное творчество – путь постижения музыкального содержания // Культура и образование на рубеже тысячелетий: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. С. 276-278. 44. Педагогика творчества на занятиях по «Теории музыкального содержания» // Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия: Материалы II Междунар. науч. конгресса: В 2 т. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. Т. 1. С. 384-387. 45. Звуковые миры рубежа тысячелетий // Культурные коды двух тысячелетий: Сб. науч. материалов / ПГК. – Петрозаводск, 2000. Вып. 2. Музыкально-исторический миллениум. С. 56-60. 46. «Он был в душе поэтом…» // Франц Шуберт и художественная культура романтизма: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. – Красноярск: КГИИ, 2000. С. 24-26. 47. Gontsov, Yury (Petrovich) // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. – L., N.Y.: McMillan, 2001. Vol. 10. Р. 138-139. 48. Курс теории музыкального содержания и самостоятельное мышление студента // Музыкальное творчество на рубеже III тысячелетия: Материалы Междунар. науч. конференции. – Астрахань: АГК, 2001. С. 144-147. 49. Музыкальное содержание: от науки – к педагогике // Актуальные проблемы музыкальной культуры, искусства и образования: Материалы докл. науч.-практич. конференции. – Челябинск: ЧВМУ(В). 2001. Ч. I. С. 74-76. 50. Тема как категория музыкального содержания // Музыкальная академия. 2002. № 1. С. 131-139. 51. Анализ музыкального содержания: вопросы методологии (в споре с гипотетическими оппонентами) // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. – Астрахань: Волга, 2002. С. 20-28. 52. Почему нужно преподавать «Музыкальное содержание»? // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы I Российской науч. конф. – М.-Уфа: РИЦ УГИИ. 2002. С. 76-83. 53. Заголовок как словесный атрибут музыкального текста // Текст художественный: в поисках утраченного: Сб. науч. материалов. – Петрозаводск: Изд-во Петрозав. ун-та, 2002. С. 132-140. 54. Полисемантичность музыкальной интонации // Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии музыкального образования: Материалы науч.-практич. конференции / РАМ им. Гнесиных. – М., 2002. С. 217-225. 55. Заголовок как словесный атрибут музыкального текста // Наука и художественное образование: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции / КГАМиТ. – Красноярск, 2003. С. 49-57. 56. Homo musicus и современное музыкальное образование // Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия: Материалы Междунар. науч. конференции. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. С. 196-203. 57. Семантические особенности тональности в музыке С.В. Рахманинова // Творчество С.В. Рахманинова в контексте мировой музыкальной культуры. Опыт и новые направления исследований на рубеже ХХ – XХI веков: Материалы III Междунар. науч.-практич. конференции. – Тамбов-Ивановка: Изд-во ТГУ, 2003. С. 77-79. 58. Полисемантичность музыкальной интонации // Семантика музыкального языка: Материалы науч. конференции / РАМ им. Гнесиных. – М., 2004. С. 17-25. 59. Понятие музыкального восприятия // Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия: Материалы Междунар. науч. конгресса. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. Т. 1. С. 323-329. 60. Понятие слушательского восприятия // М.А. Этингер: ученый и педагог: Сб. науч. ст. – Ростов н/Д.: Фолиант, 2004. С. 67-75. 61. О понятии и источниках программности // Астраханская консерватория: научная мысль и музыкально-педагогическая деятельность: Сб. ст. – Ростов н/Д.: Фолиант, 2004. С. 62-71. 62. Словесный текст и его музыкальное «прочтение» // Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции. – Иваново: Изд-во ИГУ, 2005. С. 156-165. 63. Теория музыкального содержания как научно-педагогическое направление Астраханской консерватории // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы III Всерос. науч.-практич. конференции. – Уфа: РИЦ УГАИ, 2005. С. 17-25. 64. Понятие исполнительской интерпретации // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы III Всерос. науч.-практич. конференции. – Уфа: РИЦ УГАИ, 2005. С. 149-156. 65. Велимир Хлебников и семантика слова в современной музыке // Творчество Велимира Хлебникова и русская литература: Материалы IX Междунар. Хлебниковских чтений. – Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2005. С. 223-229. 66. Анализ музыкального содержания: вопросы методологии (в споре с гипотетическими оппонентами) // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2005. С. 3-9. 67. Семантика тональности в творчестве Рахманинова // Сергей Рахманинов: история и современность: Сб ст. – Ростов н/Д.: Изд-во РГК, 2005. С. 347-365. 68. «Музыка – это стенография чувств»? // Композитор и фольклор: Взаимодействие предустановленных и импровизационных факторов музыкального формообразования: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. – Воронеж: ВГАИ, 2005. С. 19-27. 69. Личность композитора в музыкальном образовании // Культура и глобальные вызовы мирового развития: V Междунар. Лихачевские научные чтения. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2005. С. 103. 70. Теория музыкального содержания – насущная потребность современного музыкального образования // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: Материалы XI Междунар. науч.-практич. конференции. – СПб.: СПбГУП, 2006. С. 186-187. 71. Музыкальное произведение в современной аудиовизуальной среде: личностный аспект // Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании: III Всерос. науч.-практич. конференция. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. С. 35-43. 72. Музыкальное произведение в современной аудиовизуальной среде: личностный аспект // Наука, искусство, образование в III тысячелетии: Материалы II Междунар. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2006. С. 120-128. 73. Семантика тональности: методология исследования // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. ст.: В 2 ч. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2006. Ч. 1. С. 113-122. 74. Род как архетип музыкального содержания // Южно-Российский музыкальный альманах-2005. Ростов н/Д.: РГК, 2006. С. 78-85. 75. Семантика тональности: вопросы методологии исследования // Музыкальное содержание: современная научная интерпретация: Сб. науч. ст. – Ростов н/Д.: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 2006. С. 117-135. 76. Музыкальный образ: понятие и свойства // Материалы Междунар. науч.-практич. конференции «IV Серебряковские чтения». – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. Кн. I. Музыковедение. Философия искусства. С. 169-173. 77. О тембровых метаморфозах композиторского опуса // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы II Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2007. С. 14-24. 78. Словесный текст и его музыкальное «прочтение» // Психология и фониатрия: их роль в воспитании молодых вокалистов: Сб. ст. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2007. С. 132-141. 79. Теория музыкального содержания в Астраханской консерватории // Проблемы музыкальной науки. 2007. № 1. С. 25-30. https://elibrary.ru/item.asp?id=11906980 http://journalpmn.com/index.php/PMN/article/view/810 80. Музыкальный жанр и его содержание // Российский альманах музыки. 2007. № 1. С. 90-94 http://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnyy-zhanr-i-ego-soderzhanie 81. [О М.И. Гордон] // Медведникова Т. Мариам Гордон / Днепропетровская консерватория им. М.И. Глинки. – Днепропетровск, 2008.С. 76-80. 82. Образ автора в романсах Рахманинова // Рахманинов – национальная память России: Материалы IV Междунар. науч.-практич. конференции / ТГМИ им. С.В. Рахманинова. – Тамбов, 2008. С. 58-64. 83. Резонансы поэзии В. Хлебникова в «Осени» Э. Денисова // Творчество Велимира Хлебникова и русская литературы ХХ века: поэтика, текстология, традиции: Материалы Х Междунар. Хлебниковских чтений. – Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2008. С. 135-138 (в соавторстве с О.В. Шепшелевой). 84. «Пограничные жанры»: за и против // Проблемы музыкальной науки. 2008. № 1 (2). С. 26-31. https://elibrary.ru/item.asp?id=11933925 http://journalpmn.com/index.php/PMN/article/view/759 85. Музыка в отблесках других искусств // Музыка ХХ века в ряду искусств: параллели и взаимодействия: Сб. ст. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2008.С. 31-38. 86. Полисемантичность музыкальной интонации // Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития: Сб. ст. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2008. С. 73-77. 87. О понятии стиля в музыке // Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия: Материалы IV Междунар. науч. конгресса. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2008. С. 3-10. 88. Синестезийность музыкального содержания // Синестезия: Содружество чувств и синтез искусств: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции. – Казань: Изд-во КГТУ им. А.Н. Туполева, 2008. С. 160-165. 89. Наблюдения над семантикой тональности в музыке М.И. Глинки // Новоспасский сборник. Эпоха М.И. Глинки: Музыка. Поэзия. Театр: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. ¬¬– Смоленск: Смоленск. городс. типография, 2008. Вып. 5. С. 142-147. 90. Основы теории музыкального содержания: Учебное пособие // Современные проблемы науки и образования. М., 2009. № 1. С. 16 https://elibrary.ru/item.asp?id=12899488
https://science-education.ru/ru/article/view?id=832 https://vivliophica.com/articles/education/459655
91. Жанр как компонент музыкального содержания // Музыкальное искусство: История и современность: Сб. науч. ст. к 40-летию АГК. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2009. С. 86-89. 92. Подтекстовые смыслы в музыке // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Краснодар: Изд. дом ХОРС, 2009. С. 11-22. 93. Имидж композитора в музыкальном образовании // Образование и искусство: История, проблемы, перспективы: Сб. науч. ст. (по материалам Всерос. науч.-практич. конференции). – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2009. С. 248-252. 94. Имидж композитора в музыкальном образовании // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы III Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2009. С. 196-201. 95. Симфоническое и вокально-симфоническое творчество: на пути к Китежу // Выплывет ли град Китеж? Композитор Алексей Ларин. Материалы к творческой биографии. – М.: Композитор, 2009. С. 10-61. 96. Тайны содержания музыки в российской педагогике // Проблемы музыкальной науки. 2009. № 1 (4). С. 22-28 (в соавторстве с В.Н. Холоповой). https://elibrary.ru/item.asp?id=11729974 http://journalpmn.com/index.php/PMN/article/view/681 97. Научные чтения по музыкальному содержанию // Камертон. 2009. Вып. 7. С. 62-64. 98. Southern Russia readings on musical content // European journal of natural history. 2010. № 1. Р. 63-64. 99. Образно-художественный анализ хорового произведения // Музыкальное образование в ХХI веке: история, традиции, перспективы, педагогика и исполнительство: Материалы Российской науч.-практич. конференции / Астрах. муз. колледж им. М.П. Мусоргского. – Астрахань, 2010. С. 8-15. 100. Автор в композиции музыкального произведения // Анализ и интерпретация художественного произведения: Материалы XXXII Зональной конференции литературоведов Поволжья. – Астрахань: АГУ, 2010. С. 120-122. 101. Синестезийные основы музыкального содержания // Галеевские чтения: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции («Прометей»-2010). – Казань: Изд-во КГТУ им. А.Н. Туполева, 2010. С. 278-282. 102. Алексей Ларин: оркестровые портреты России // Вестник Волгоградского государственного института искусств и культуры. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2010. Вып. 3. С. 29-45. 103. Музыкально-образовательный процесс: в поисках проблем // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы IV Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2010. С. 3-10. 104. Творческое начало на уроках музыки // Как учить музыке одаренных детей. – М.: Классика-XXI, 2010. С. 130-149. 105. От науки – к педагогике // Камертон. 2010. Вып. 8. С. 53-54. 106. Человек в музыке, музыковедении и музыкальном образовании // Успехи современного естествознания. 2011. № 2. С. 20-23. https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15833 107. Современные педагогические технологии освоения художественного мира музыки // Использование современных педагогических технологий как одно из условий формирования профессиональных компетенций будущих специалистов: Сб. ст. и тезисов / АГПК. – Астрахань, 2011. С. 42-45 (в соавторстве с О.В. Шепшелевой). 108. Предисловие // Ларин А.Л. «Посвящение EFG» для симфонического оркестра: Партитура. – М.: Композитор, 2011. С. 2-3. https://search.rsl.ru/ru/record/01004419799 109. Проблемная ситуация как стимул творчества в музыкально-образовательном процессе // Фундаментальные исследования. 2011. № 12. С. 296-297. https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29060 https://elibrary.ru/item.asp?id=17566983 110. «Русские страсти» Алексея Ларина: к проблеме жанра // Проблемы музыкальной науки. 2011. № 2 (9). С. 132-135. http://www.ufaart.ru/old/naukamuzyki/izbrannoe_9_3.htm 111. Лаборатория музыкального содержания Волгоградского института искусств и культуры // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы V Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2011. С. 3-14. 112. Paper as an Art Element of Music Work // Music and Paper. Music and Screen. Belgrade: Department of Musicology University of Art, Ministry of Education and Science of the Republic of Serbia, 2012. P. 17. 113. Соmposer’s Reflection in His Music // Theses of 7th International Scientific Conference “Music Science Today: the permanent and the changeable”. – Daugavpils: Daugavpils Universitate Akademiskais apgads “Saule”, 2012. P. 9-10. 114. Komponista atspogulojums vina muzika // Theses of 7th International Scientific Conference “Music Science Today: the permanent and the changeable”. – Daugavpils: Daugavpils Universitate Akademiskais apgads “Saule”, 2012. Lpp. 58-59. 115. Образ автора в русской музыке в фокусе межкультурных взаимодействий // Искусствознание и гуманитарные науки современной России: Параллели и взаимодействия: Сб. ст. – М.: Книга по Требованию, 2012. С. 164-170. 116. Автор художественный в поликультурном пространстве современности // Актуальные проблемы современного культурологического знания: глобальный мир в культурологическом измерении. – Люберцы: Гуманитарно-социальный институт, 2012. С. 178-184. 117. Жанровые корни содержания музыкального произведения // Музыкальное произведение в контексте художественной культуры: Сб. ст. – Астрахань: АГК, 2012. С. 56-63. 118. От редактора-составителя // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2012. Вып. 2. С. 5-8. 119. Музыка о музыке // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2012. Вып. 2. С. 9-25. 120. The musical Portrait // 12th International Music Theory Conference “Principles of Music Composing: Links between Music and Visual Arts” / 12-oji tarptautine muzikos teorijos konferencija “Muzikos komponavimo principal: muzikos ir vaizduojamuju sasajos”. – Vilnius: Lithuanian composers’ union; Lithuanian academy of music and theatre, 2012. Р. 42-43. 121. Классическое музыкальное наследие и современный шоу-бизнес // Природное и культурное наследие: Междисциплинарное исследование, сохранение и развитие: Материалы международной науч.-практич. конференции / РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб.: Астерион, 2012. С. 162-166. 122. Сознательное и бессознательное присутствие автора в музыкальном содержании: постановка вопроса // Процессы музыкального творчества. Вып. 12: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. – М., 2012. Вып. 185. С. 6-25. 123. Образно-художественный анализ вокального произведения // Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы: Сб. науч. тр. – М.: Ритм, 2012. С. 30-35. 124. “The Russian Passion” by Alexey Larin: concerning the issue of genre // Проблемы музыкальной науки. 2012. № 2 (11). С. 181-184. https://openmusiclibrary.org/article/530648/ 125. «Russian» in music as an other-national // The National Element in Music: International musicological conference. Athens: Faculty of Music Studies of the University of Athens, Music Library of Greece “Lilian Voudouri”, 2013. Р. 35. 126. Композитор в зеркале своей музыки // Muzikas zinatne sodien: pastavigais un mainigais. V Zinatnisco rakstu krajums. – Daugavpils: Daugavpils Universitates Akademiskais apgads “Saule”, 2013. Lpp. 217-227. 127. Discipline Theory of Musical Content in the Modern Conservatoire // Abstracts of 8th International Scientific Conference “Music Science Today: the permanent and the changeable”. Daugavpils: Daugavpils Universitates Akademiskais apgads “Saule”, 2013. Lpp. 5-6. 128. Muzdienu augstskolas kurss Muzikas satura teoria // Abstracts of 8th International Scientific Conference “Music Science Today: the permanent and the changeable”. – Daugavpils: Daugavpils Universitates Akademiskais apgads “Saule”, 2013. Lpp. 46-47. 129. Музыкальная интонация в творчестве С.В. Рахманинова // С.В. Рахманинов и мировая культура: Тезисы V международной науч.-практич. конференции. – Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2013. С. 69-71. http://ivanovka-museum.ru/rahmaninov/ 130. Академическое музыкальное искусство в современной отечественной культуре // Фундаментальные исследования. 2013. № 8. Ч. 6. С. 1471-1475. https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32159 https://elibrary.ru/item.asp?id=20139121 131. Классическое музыкальное наследие и современный шоу-бизнес URL: http://www.pedagogika-cultura.ru/poisk-po-avtoram/k/kazantseva-l-p 132. Образно-смысловые свойства музыкальной интонации URL: http://www.pedagogika-cultura.ru/poisk-po-avtoram/k/kazantseva-l-p/1025-kazantseva-19 133. Бумага как художественный элемент музыкального произведения // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы VI Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2012. С. 3-23. 134. The Musical Portrait // Principles of Music Composing: Links between Music and Visual Arts: 12th International Music Theory Conference. – Vilnius: Lietuvos muzicos ir teatro akademija, 2012. P. 149-153. 135. Лист в зеркале собственной музыки // Ференц Лист. По прочтении гения: Сб ст. по материалам Междунар. науч.-практич. конференции. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. С. 74-81. http://intoclassics.net/news/2016-11-24-41700 136. Курс «Теория музыкального содержания» в современном вузе // Muzikas zinatne sodien: pastavigais un mainigais. VI. Zinatnisco rakstu krajums. – Daugavpils: Daugavpils Universitates Akademiskais apgads “Saule”, 2013. Lpp. 288-296. 137. Русское в музыке как инонациональное // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы VII Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2013. С. 13-27. 138. “Russianness” in music as an other-national // The National Element in Music: Conference Proceedings / Ed. N. Maliaris. – Athens: University of Athens, 2014. Р. 356-364. http://nem2013.music.uoa.gr/NEMproc2013.pdf 139. Studying of the semantic principle of music in the modern higher educational institution // Educational Alternatives, 2014, Vol. 12. З. 192-202. http://www.scientific-publications.net/en/article/1000491/ 140. The theory of musical content as a pedagogic tool // EuroMAC2014. Eighth European Music Analysis Conference: Abstracts. – Leuven, 2014. Р. 171. http://issuu.com/europeanmusicanalysis/docs/abstracts?e=13349186/9115660 http://www.euromac2014.eu/programme/b/kazantseva 141. Interaction of painting and music in the works of Mikalojus Konstantinas Ciurlionis // International Conference «Music and Figurative Arts in the Twentieth Century». – Lucca: Complesso Monumentale di San Micheletto, 2014. Р. 27-28. 142. Художественный образ: параллели живописи и музыки М.К. Чюрлёниса // Музыкальное искусство и наука в ХХI веке: история, теория, исполнительство, педагогика: Материалы Междунар. конференции. – Астрахань: АИПКиП, 2014. С. 47-52. 143. Полина Станиславовна Волкова // Здесь живет музыка. К 45-летию Астраханской консерватории. – Астрахань: Волга, 2014. С. 767-771. 144. Paper as an Art Element of a Musical Composition // Music Identities on Paper and Screen. Belgrade: Faculty of Music, 2014. Р. 158-173. 145. Изучение смыслового начала музыки в современном вузе // История современности: музыкальное образование на постсоветском пространстве (опыт, проблемы, перспективы). – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та и Пермского гос. гуманитарно-пед. ун-та, 2014. С. 197-209 https://elibrary.ru/item.asp?id=24953517 146. Aesthetic Functions of Soundless in Musical Work // Аbstracts of the 10th International Scientific Conference “Music Science Today: the permanent and the changeable”. – Daugavpils: Daugavpils University Academic Press “Saule”, 2015. Р. 5-6. 147. The figurative and imaginative world in the pictorial art and music of M.K. Ciurlionis // Проблемы музыкальной науки. 2015. № 3 (20). С. 63-72. https://openmusiclibrary.org/article/535786/ http://journalpmn.com/index.php/PMN/article/view/229
http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2015.3.063-072
148. Русское начало в творчестве западноевропейских композиторов: к постановке вопроса // Измерение музыки. Памяти Ю.Н. Рагса (1926-2012): Сб. науч. ст. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. С. 114-129. https://lib.herzen.spb.ru/media/newarrivals_pdf/izmerenie_muzyki.pdf 149. Русская православная культура в творчестве западноевропейских композиторов // Православный ученый в современном мире. Ценности православного мира и современное общество: Материалы IV междунар. науч.-практич. конференции. –Воронеж: Истоки, 2015. Ч. 1. С. 279-284. 150. Russian Orthodox culture in the Oeuvre of the West-European Composers // Orthodox Scientist in Modern World. Values of Orthodox World and Contemporary Society. Materials of the IV International Conference. – Voronezh: Istoki, 2015. Part 2. P. 279-283. 151. Melody and Intonation // 15th International Music Theory Conference “Principles of Music Composing: Phenomenon of Melody” / 15-oji tarptautine muzikos teorijos konferencija “Muzikos komponavimo principal: melodijos fenomenas”. – Vilnius: Lithuanian composers’ union; Lithuanian academy of music and theatre, 2015. Р. 16-17. 152. Музыка С.В. Рахманинова в вузовском курсе «Теория музыкального содержания» // Наследие Рахманинова в культурном универсуме: сб. статей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. С. 325-331. 153. Мелодия и интонация // Проблемы музыкальной науки. 2016. № 1 (22). С. 6-12. http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.1.006-012 154. Melody and Intonation // 15th International Music Theory Conference “Principles of Music Composing: Phenomenon of Melody” / 15-oji tarptautine muzikos teorijos konferencija “Muzikos komponavimo principal: melodijos fenomenas”. – Vilnius: Lithuanian academy of music and theatre, 2015. Р. 36-41. 155. От редактора-составителя // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Астрахань: Волга, 2016. Вып. 3. С. 3-8. 156. Образно-художественный мир творчества М.К. Чюрлёниса // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Астрахань: Волга, 2016. Вып. 3. С. 120-142. https://elibrary.ru/item.asp?id=27025230 157. Стилевые черты русской музыки в творчестве западноевропейских композиторов // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2016. № 2 (40). С. 21-26. http://symposium.polyphony.ge/wp-content/uploads/2016/06/The-Booklet-of-VIII-Symposium.pdf https://elibrary.ru/item.asp?id=26168340 158. Russianness in the Works of European Composers // International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2016) http://www.atlantis-press.com/php/pub.php?publication=icadce-16 159. Сoncept of intonation in polyphonic music // The 8th International Symposium on Traditional Polyphony. Tbilisi, 2016. P. 29. http://symposium.polyphony.ge/wp-content/uploads/2016/06/The-Booklet-of-VIII-Symposium.pdf 160. Semantics of the Bass Register in European Music // European Journal Of Natural History. № 4 2016. Р. 133-135. http://world-science.ru/en/article/view?id=33619 161. Понятие интонации в полифонической музыке // Проблемы музыкальной науки. 2016. № 4 (25). С. 6-12. https://elibrary.ru/item.asp?id=28399936 http://journalpmn.com/index.php/PMN/article/view/325 162. Русское начало в западноевропейской музыке как предмет освоения в учебных дисциплинах музыкально-исторического цикла // Музыкальное искусство и образование: Вестник кафедры ЮНЕСКО. 2016. № 2 (14). С. 83-94. http://мпгу.рф/..distsiplinah-muzykalno-istoricheskogo-tsikla https://elibrary.ru/item.asp?id=26366661 163. The theory of musical content in contemporary pedagogy // Tbilisi Second International Musicological Conference “Challenges and Perspectives of Musicology”. Tbilisi: CGS, 2017. Р. 22. 164. Tonality: semantic aspect // The 9th European Music Analysis Conference (EuroMAC 9) // Strasbourg: LabEx GREAM, 2017. Р. 409. http://euromac2017.unistra.fr/en/conference/tonality-semantic-aspect-2 165. Теория музыкального содержания в современном музыкальном образовании // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен: Сборник научных трудов / РГПУ им. А.И. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. Ч. I. Вып. 8. С. 72-76. 166. Tonality: The Semantic Aspect // Проблемы музыкальной науки. 2017. № 4 (29). С. 78-83. https://elibrary.ru/item.asp?id=32607702 http://journalpmn.com/index.php/PMN/article/view/882 167. Русская литература в зарубежной музыке // «Свое» и «чужое» в культуре. Материалы XI Междунар. науч. конф. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2017. С. 235-236. https://elibrary.ru/item.asp?id=30699169 168. The Theory of Musical Content in a Contemporary Pedagogy // Musicology and Cultural Science. 2017. № 2(16). Р. 82-87. http://gesj.internet-academy.org.ge/download.php?id=2952.pdf 169. Синестетичность как константный фактор музыкального восприятия: к постановке проблемы // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика: Сб. науч. ст. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2018. Вып. 2. С. 35-40 (в соавторстве со С.А. Мозгот).

В) Тезисы

1. О музыкальном коллаже // Тезисы докладов мезвуз. науч. конференции «Актуальные проблемы современного музыкознания и исполнительства» / СГК им. Л.В. Собинова. Саратов, 1977. 2. О системе содержательных функций музыкально-тематического материала // Тезисы докладов аспирантской науч. конференции «Актуальные проблемы развития культуры и искусства на современном этапе». Л., 1979. 3. Содержание музыкального произведения в свете асафьевской триады «композитор – исполнитель – слушатель» // Тезисы краевой науч. конференции «Б.В.Асафьев и актуальные проблемы музыкальной культуры» / КГИИ, КО СК. Красноярск, 1984. 4. Образ автора в русской музыке как зеркало культур // Русская культура и мир: Тезисы докладов участников Междунар. науч. конференции. Н.Новгород: НГПИИЯ, 1993. 5. Отражение современной культуры в образе автора // Современное искусство в контексте культуры: Тезисы Всерос. науч.-практич. конференции /АОИУУ, АГК. Астрахань, 1994. 6. Образ автора в музыке Рахманинова // Рахманинов в художественной культуре его времени: Тезисы докладов науч. конференции. Ростов н/Д: РГК, 1994 7. А.Н. Скрябин: Личностное начало в творчестве композитора-исполнителя // 100 лет русской музыки (1890-1990): Вопросы теории, истории, традиций и новаторства: Тезисы докладов науч. конференции /ПГК. Петрозаводск, 1995. 8. Взаимопревращения бытового и концертно-«академического»: к вопросу о личностном начале в музыкальном творчестве // Бытовая музыкальная культура: история и современность: Тезисы докладов науч. конференции. Ростов н/Д.: РГК, 1995. 9. «Композиторское я» в свете проблемы взаимодействия Востока и Запада: методологический аспект // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток - Запад: Материалы Междунар. науч. конференции. Владивосток: ДГИИ, 1995. Вып. 2. Ч. 2. 10. Творческий потенциал анализа содержания в музыкальном произведении // Разработка и внедрение программы многоуровневой подготовки специалистов сферы культуры и искусства: Опыт, проблемы, перспективы: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции. Тамбов: ТГУ, 1996. 11. Методологическое значение авторского начала для изучения творчества «двойных дарований» // Парадигмы антропоцентризма: Тексты пленарных докладов и тезисы сообщений II Междунар. симпозиума «Человек: язык, культура. Познание». 16-17 апреля 1997 г. Кривой Рог: Библиотека «Саксагань», МИЦ ЧЯКП, 1997. 12. Образ автора как критерий «адекватности» исполнения и восприятия // Эмоции, творчество, искусство: Тезисы докладов Междунар. симпозиума /ПГИИиК. Пермь, 1997. 13. Литературное и музыкальное творчество Н.П. Огарева (к вопросу о единстве личности) // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему: Материалы Междунар. науч. конференций. Ростов н/Д.: РГК, 1998. 14. Един в нескольких лицах // Проблема человека: мультидисциплинарный подход: Материалы науч. конференции /Ин-т микроэкономики, Ин-т человека РАН. М., 1998. 15. Лирика А. Пушкина – лирика Э. Денисова: «Две вещи несовместные»? // Образ «Италии златой» в художественных картинах мира (к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина): Тезисы докладов межвуз. науч. конференции. Петрозаводск: Периодика, 1999. 16. Литературное и музыкальное творчество М. Кузмина (К вопросу о единстве творческой личности) // Искусство на рубеже веков: Материалы Междунар. науч. конференции. Ростов н/Д.: РГК, Изд-во «Гефест», 1999. 17. Музыкальное содержание: от науки – к педагогике // Актуальные проблемы музыкальной культуры, искусства и образования: Материалы докладов науч.-практич. конференции. Челябинск: ЧВМУ(В). 2001. Ч. I. 18. Семантические особенности тональности в музыке С.В. Рахманинова // Творчество С.В. Рахманинова в контексте мировой музыкальной культуры. Опыт и новые направления исследований на рубеже ХХ-XХI веков: Материалы III Междунар. науч.-практич. конференции. Тамбов-Ивановка: Изд-во ТГУ, 2003. 19. Основы теории музыкального содержания: Учебное пособие // Современные проблемы науки и образования. М., 2009. № 1. 20. Paper as an Art Element of Music Work // Music and Paper. Music and Screen, Belgrade, 2012. 21. Соmposer’s Reflection in His Music // Theses of 7th International Scientific Conference “Music Science Today: the permanent and the changeable”. Daugavpils: Daugavpils Universitate Akademiskais apgads “Saule”, 2012. 22. Komponista atspogulojums vina muzika // Theses of 7th International Scientific Conference “Music Science Today: the permanent and the changeable”. Daugavpils: Daugavpils Universitate Akademiskais apgads “Saule”, 2012. 23. The Musical Portrait // Principles of Music Composing: Links between Music and Visual Arts: 12th International Music Theory Conference. Vilnius: Lietuvos muzicos ir teatro akademija, 2012. 24. «Russian» in music as an other-national // The National Element in Music: International musicological conference. Athens: Faculty of Music Studies of the University of Athens, Music Library of Greece “Lilian Voudouri”, 2013. 25. Discipline Theory of Musical Content in the Modern Conservatoire // Abstracts of 8th International Scientific Conference “Music Science Today: the permanent and the changeable”. Daugavpils: Daugavpils Universitates Akademiskais apgads “Saule”, 2013. 26. Muzdienu augstskolas kurss Muzikas satura teoria // Abstracts of 8th International Scientific Conference “Music Science Today: the permanent and the changeable”. Daugavpils: Daugavpils Universitates Akademiskais apgads “Saule”, 2013. 27. The theory of musical content as a pedagogic tool // EuroMAC2014. Eighth European Music Analysis Conference: Abstracts. Leuven, 2014 ссылка: issuu.com 28. Interaction of painting and music in the works of Mikalojus Konstantinas Ciurlionis // International Conference “Music and Figurative Arts in the Twentieth Century”. Lucca: Complesso Monumentale di San Micheletto, 2014. 29. Aesthetic Functions of Soundless in Musical Work // Аbstracts of the 10th International Scientific Conference “Music Science Today: the permanent and the changeable”. Daugavpils: Daugavpils University Academic Press “Saule”, 2015. 30. Melody and Intonation // 15th International Music Theory Conference “Principles of Music Composing: Phenomenon of Melody”. Vilnius: Lithuanian composers’ union; Lithuanian academy of music and theatre, 2015. 31. Сoncept of intonation in polyphonic music // The 8th International Symposium on Traditional Polyphony. Tbilisi, 2016. ссылка: symposium.polyphony.ge